Тепловые карты на тач-устройствах в тестировании мобильных приложений

В условиях современных реалий юзабилити-тестирование это необходимость, которая обязана сопровождать рождение любого качественного мобильного приложения. Фокус-группы, как средство тестирования работоспособности софта до и после его релиза, давно зарекомендовали себя как проверенный и надежный инструмент тестировщика, и многие компании мобильных приложений используют именно его, однако у фокус-групп есть свои серьезные недостатки. То же самое касается проверки приложений при помощи традиционной аналитики, основанной на количественных и цифровых данных.

Сложности тестирования мобильных приложений фокус-группой

Само собой, вы захотите узнать мнение живых людей, в том числе представителей вашей целевой аудитории, относительно недостатков и недоработок в интерфейсе и функциональной составляющей вашего приложения. Нет более короткого и практичного способа узнать о сильных и слабых сторонах вашего продукта, чем спросить у тех, на кого он ориентирован.

Однако не секрет, что сам факт пребывания человека в условиях тестирования способен повлиять на его установки. Проще говоря, осознание того, что человек является объектом научного исследования, влияет на то, каким образом этот человек будет пользоваться мобильным приложением это влияет и на движения, и на время, проведенное на той или иной вкладке. В результате мы получаем недостоверные данные.

С технической точки зрения ваше приложение может вести себя по-разному в условиях тестовой среды и в условиях реального использования. Наличие подобных недостоверных данных относительно использования приложения с точки зрения удобства работы рук может в итоге иметь серьезные негативные последствия для удобства и функциональности вашего продукта.

Что касается количественной аналитики, то наличие числовых данных станет неплохим первым шагом на пути понимания того, как пользователь использует свои руки при работе с приложением. При этом главным недостатком по-прежнему остается то, что вы не сможете визуализировать эти данные.

Да, 25% ваших пользователей прокрутят меню вниз до конца, чтобы увидеть все доступные опции, но почему? Ответа на этот вопрос до сих пор нет. Именно здесь вам может пригодиться сравнительно новый инструмент количественной аналитики тепловые карты.

Тепловая карта демонстрирует, какие области экрана используются в данном приложении наиболее активно

Тепловые карты — это инструмент, который собирает все данные относительно движений пальцев, используемых для взаимодействия с приложением (касание, двойное касание, свайп, долгое нажатие и т. д.). Эти данные затем визуально отображаются в виде тепловой карты в форме полупрозрачного слоя над самим приложением. Таким образом, вы в буквальном смысле видите, где, как и с какой частотой люди взаимодействуют с приложением.

Частота этих взаимодействий кодируется цветом, используя типичный градиент тепловой карты от синего до красного. Синий представляет собой области с самым низким взаимодействием, а красный – наоборот. Теперь вы можете без труда увидеть наиболее (и наименее) популярные области и элементы навигации вашего приложения.

Тепловые тач-карты и юзабилити-тестирование

По сути, юзабилити-тестирование концентрируется вокруг пользовательского интерфейса и UX. Разработчики приложения должны стремиться сделать его относительно простым и интуитивно понятным, чтобы пользователь смог найти нужную информацию и быстро решить свою проблему. Именно поэтому одним из столпов современного юзабилити-тестирования является выявление ситуаций, когда отдельные элементы приложения не реагируют на движения пальцев пользователя. То есть, пользователь пытается взаимодействовать с приложением, но приложение никак не реагирует на его жесты. Назовем это «проблемой жестов».

К сожалению, даже профессиональные разработчики часто игнорируют проблему жестов, не осознавая, что это может уничтожить плоды месяцев кропотливой работы.

Причин этому может быть множество. Возможно, в приложении есть ошибка, по причине которой та или иная кнопка не реагирует на нажатие. Иногда причина кроется в том, что пользователь пытается сделать неправильный жест (к примеру, свайп вместо двойного касания). Другая причина может заключаться в том, что пользователи пытаются взаимодействовать с теми элементом приложения, которые изначально не предназначены для взаимодействия (например, спутав картинку с кнопкой или пытаясь перелистнуть последнюю вкладку).

компании мобильных приложений стремятся выпускать удобные продукты
Удобство — один из наиболее важных факторов в выборе приложений для мобильных пользователей

В чем бы ни крылась истинная причина, отсутствие реакции на жесты – это важная проблема с точки зрения удобства использования приложения, и она требуют самого пристального внимания. Традиционная количественная аналитика не сможет дать полезную информацию об этой проблеме. Фокус-группы могут обнаружить подобные проблемы, но их реакция будет отличаться от реакции рядовых пользователей в реальном мире. Участники фокус-групп знают, что они должны тестировать приложение, поэтому их восприятие данной проблемы может быть искажено. Однако в реальном мире это может привести к разочарованию, удалению приложения с мобильного устройства и плохим отзывам.

Определяем проблемы

Выявление проблемы жестов должно стать обязательной практикой в арсенале любого продукт-менеджера и разработчика. Однако это далеко не единственная сфера применения тепловых тач-карт. При помощи этого инструмента разработчики могут определять другие важные источники проблем, к примеру, проблему обеспечения совместимости интерфейса с разными экранами. Обычно эта проблема характерна для приложений на базе Android, поскольку гаджеты, работающие на этой системе, выпускаются во всевозможных формах и размерах.

Однако iPhone и iPad также растут в размерах, поэтому проблема оптимизации интерфейса становится одинаково актуальной для обеих систем. При помощи тепловых карт разработчики имеют возможность быстро находить отдельные элементы приложения, которые «выпадают» за рамки экрана, а также определять ситуации, когда при определенном размере экрана дизайн приложения рушится.

А еще есть проблема поиска элементов, отвлекающих внимание пользователя. Есть ли в вашем приложении лишние элементы, которые обращают на себя лишнее внимание? Тепловые карты помогут ответить и на этот вопрос.

Тепловые карты помогают в тестировании юзабилити мобильного приложения

Если тепловая карта показывает, что активность жестов пользователя распределена по всему экрану, вместо того, чтобы сосредоточиться вокруг наиболее важных CTA-элементов, то, скорее всего, ваши пользователи на что-то отвлекаются. Определив источник проблем, вы сможете направить усилия фокус-групп на дальнейшую оптимизацию интерфейса с точки зрения лишних или отсутствующих элементов.

Юзабилити и еще раз юзабилити!

Юзабилити-тестирование остается ключевым фактором при создании удобного и успешного мобильного приложения. Тем не менее, десятилетие разработки мобильных приложений внесло коррективы в ожидания пользователей, вместе с ними изменились и наши подходы к тестированию удобства использования мобильных приложений.

Пускай некоторым «классическим» методам удалось преодолеть бурные потоки быстро меняющейся индустрии мобильных приложений, в то же время появились новые методики, призванные заполнить имеющиеся пробелы и дополнить традиционный инструментарий, сделав аудит мобильных приложений эффективнее. Хотя организация фокус-групп, индивидуальное тестирование приложений и количественная аналитика мобильных приложений по-прежнему незаменимы.

Профессиональные разработчики используют тепловые тач-карты по-разному, в том числе и для юзабилити-тестирования. Выявление и исправление ошибок, связанных с отсутствием реакции на жесты пользователя, проблем совместимости интерфейса с разными экранами или поиск элементов, отвлекающих пользователя – все это лишь часть того, в чем могут помочь тепловые тач-карты. Этот инструмент позволяет нарисовать ясную и непредвзятую картину функциональности вашего приложения, и на него определенно стоит обратить внимание.