Определение “юзабилити” применимо как к обычным веб-ресурсам, так и к их “младшим” версиям — мобильным сайтам. Это главная характеристика, отражающая степень удобства сайта для его целевой аудитории, поэтому работа с юзабилити мобильного сайта важна для удержания посетителей. Об этом параметре стоит подумать еще до того, как заказать мобильные сайты.
Особенности мобильного сайта
Основное, что отличает мобильные версии сайтов от веб-ресурсов, на которые мы заходим с компьютера, — это их легкость. Хотя многие современные смартфоны по техническим характеристикам легко дадут фору тем компьютерам, которые считались “средними” менее 10 лет назад, стоит учитывать, что рост мощностей привел и к утяжелению сайтов. Таким образом, сегодня страницы, содержащие слишком тяжелые элементы вроде Flash-анимации, будут явно недружелюбными к мобильным устройствам — как в плане скорости загрузки страницы, так и в плане трафика, ведь не у всех есть безлимитный мобильный интернет.
Помимо веса, удобный мобильный сайт (то есть, имеющий высокое юзабилити), отличается следующими характеристиками:
- Ограниченное количество контента. Экран смартфона вмещает не очень много информации, и если вы все же захотите поместить там очень много текста, скорее всего это выльется в необходимость горизонтальной прокрутки, что пользователям крайне неудобно.
- Особенная навигация, адаптированная под привычки пользователей смартфонов. Расположение элементов должно быть таким, чтобы их не приходилось искать слишком долго, а нажатие не требовало слишком менять типичное положение рук, держащих смартфон.
- Удобный ввод информации. Посещая мобильный сайт, иногда приходится вводить какие-то данные: например, интересующую марку товара в интернет-магазине. Аналитики призывают максимально отказаться от использования виртуальной клавиатуры в пользу выпадающих списков с прокруткой — считается, что последний вариант более предпочтителен для пользователей, чем набор вручную.
Разрабатывая дизайн сайта для мобильных устройств, лучше учесть все эти моменты еще на этапе проектирования.
Как дополнительно улучшить юзабилити сайта
Итак, вы уже успели заказать мобильную версию сайта, которая постепенно получает все больше посещений. Однако работа на этом не закончена, ведь уже сделанное можно улучшить в процессе эксплуатации сайта, тем самым сделав его удобнее для пользователей.
Так как сайт является новым для пользователей, он должен привлечь внимание с первого посещения и с этого самого момента уже продемонстрировать собственное качество. Если вы считаете, что некоторые моменты могут вызывать затруднения, стоит включить различные подсказки — но, как и на обычных ресурсах, для мобильных сайтов они не должны быть навязчивыми и несвоевременными. Вместо внезапно всплывающего окна на весь экран смартфона лучше встроить обучение использованию в сам процесс первого взаимодействия — например, в качестве ненавязчивых советов в формате “А вы знаете, что…?” Это повысит комфортность пребывания посетителей на сайте и снизит вероятность того, что они уйдут на другой, более понятный ресурс.
В процессе работы с незнакомым до этого сайтом у пользователей могут возникать ошибки, и сообщения об этих самых ошибках — еще один важный для юзабилити фактор. Сообщение должно быть понятным и в то же время не вызывать негативного ощущения; можно включить определенную долю юмора — это очень хорошо воспринимается пользователями.